Подписка на обновления
Ваш E-Mail:


Популярные посты
    В скобках — количество просмотров за месяц
    Яндекс.Метрика

    Генриху VIII Тюдору, божьей милостью королю Англии, был всего один год от роду, когда экспедиция Колумба отправилась на поиски западного пути в Индию. Всего через 2 года Португалия и Испания, уже примерившие на себя роль метрополий, запросто поделили мир на испанский и португальский. Казалось, что для Англии путь в заморские территории навсегда заказан.

    Но прошло по историческим меркам не так много времени, и Британия превратилась во “Владычицу морей”, в “Империю, над которой никогда не заходит солнце”.  И закладной камень в цитадель британского могущества заложил именно король Генрих VIII, а ключевую роль в победоносной колониальной гонке история уготовила Портсмуту.

    Тем не менее, славная морская история Портсмута началась за долго до Генриха VIII, создавшего мощный и передовой флот – “деревянные стены Англии”. Первое упоминание о военно-морском порте восходит к 3-му веку н.э., когда неотвратимая воля римских императоров направила флотоводца Караузия на южное побережье туманного Альбиона для борьбы с пиратством. Караузий оказался малый не промах, пиратством сам не брезговал и вознамерился отмежеваться от Римской империи, провозгласив себя  императором Британии и возымев даже наглость чеканить свою монету. Понятно, что карающий гладиус хозяев большей части известного мира не заставил себя долго ждать и нахлебавшаяся кровушки провинция вернулась под власть Рима.

    В начале 5-го века тут появилась первая верфь. А в 9 веке флот короля саксов Альфреда Великого наголову разбил флот датский, захватив более 20 кораблей и отправив к Морскому Дьяволу великое множество. Так началась грозная морская слава Портсмута.

    При Генрихе VIII появился огромный сухой док, была построена морская крепость Саутси, воздвигнуты мощные береговые укрепления, а вход в гавань перекрывала огромная цепь. Отсюда отправлялись на разгром “Великой армады” корабли морского дракона сэра Френсиса Дрейка и сэра Уолтера Рейли, фаворита королевы Елизаветы, первооткрывателя Вирджинии и  одного из “возможных Шекспиров”. Отважный капитан Кук и печально известный капитан Блай поднимали паруса в бухте Портсмута, направляя свои корабли туда, где пока еще не реял Юнион Джек.

    Переселенцы, отплывшие из города на одиннадцати кораблях 13 мая 1787-го, основали первую европейскую колонию на австралийской земле. “Да благословит тебя Господь!” – многократно скандировали горожане, провожая в 1805 году эскадру адмирала Нельсона на свершение одной из самых блистательных викторий британского флота – победу в Трафальгарском сражении. Бог даровал англичанам триумф, но адмирала не уберег – великий флотоводец пал в этой баталии.   С 1808 года из Портсмута отправлялась в экспедиции Западноафриканская эскадра королевского ВМФ, перед которой была поставлена задача положить конец работорговле.

    В ходе Второй Мировой войны Портсмут был объектом пристального внимания люфтваффе, поэтому ныне вы не найдете в городе богатых архитектурных ансамблей прошлого. Но самое интересное в Портсмуте, конечно, не архитектура. Купив единый билет, вы можете осмотреть историческую верфь, музей поднятого со дна пролива корабля “Мэри Роуз”, первый в мире цельнометаллический броненосец “Уорриор”, взойти на борт флагмана эскадры адмирала Нельсона “Виктори” и совершить небольшую прогулку на пакетботе по акватории военно-морской базы.

    Поднявшись на смотровую площадку футуристической башни Спиннакера, можно лицезреть всю бухту Портсмута как на ладони. А на судне на воздушной подушке можно отправиться на остров Уайт, через пролив, унизанный старинными фортами.

    За пять столетий колониальной эпохи практически все европейские страны успели заиметь заморские владения, но не было ни одной державы, которая по масштабу колониального владычества могла бы конкурировать с Британской империей. 37 миллионов квадратных километров (без малого четверть территории суши) и 500 миллионов подданных тому свидетельство. И далеко не последнюю роль в становлении этого поистине пугающего могущества сыграл Портсмут – колыбель британского флота.

    Как добраться: из Лондона с вокзала Waterloo или Victoria http://www.nationalrail.co.uk/

    Подпишитесь на новые рассказы по E-mail:

    Комментарии (15) на “Портсмут. Правь Британия морями!”

    • Svetlana:

      До Портсмута я так и не добралась в этот раз, зато посетила не менее красивый портовый город Дувр. При следующем визите в Англию нужно обязательно включить Портсмут в список мест обязательных к посещению.

      • Портсмут и у меня только во второй заезд приключился. А Дувр с его огромным замком и белыми меловыми утесами – да, очень примечательный город, наверное даже интереснее Портсмута. О нем как-нибудь тоже напишу.

    • Карина:

      Спасибо, Сергей! весьма познавательно) правда, не знаю, кто такой печально известный капитан Блай…
      эх, как много всего интересного в Британии:)

      • И вам спасибо за интерес. Да, Британия – кладезь всяческих интересностей.
        Капитан Уильям Блай печально известен тем, что всю карьеру его преследовали бунты. Первый – самый известный мятеж на корабле “Баунти”. Низложенный капитан с частью команды, оставшейся верной присяге, были посажены на баркас и отправлены от берегов Таити к Тимору. А это не много не мало 6701 км!!! Казалось в бы безнадёжном морском переходе Блай вёл баркас без карт, по памяти, именно капитан был тем человеком, которому команда обязана спасением. В последствии его образ был явно демонизирован. Якобы его жестокое обращение с командой спровоцировало бунт. Якобы в Лондоне некий лорд Адмиралтейства встретил его словами: “Вы отличный моряк, капитан Блай, но руки я вам не подам”. Была неплохая экранизация “Байнти” с Энтони Хопкинсом и Мелом Гибсоном.

      • Любопытно отметить, что потомок Уильяма Блая (Рональд Блай) ровно 195 лет спустя повторил морской подвиг своего предка, проведя в море на 20 дней больше, чем когда-то низложенный капитан.

    • Серега, а в Портсмуте явно выраженный старый город имеется? И вообще как у них в целом, на твой взгляд, сочетание старинных зданий и современной архитектуры аккуратно выдержано или как в Лондоне с его “огурцом” :) ?

      • Нет, Паша. Его нет. Все было предано огню и разрушению при бомбардировках. Восстанавливать не стали. Только исторические верфи.
        Все в порядке с сочетанием в исторических районах большинства виденных мною городов Британии. Средневековые кварталы в пределах крепостных стен можно зачастую наблюдать такими как и полтысячелетия назад. Честер, Йорк, Кентерберри, Дарем и многие другие могут оправданно носить звание “музей под открытым небом”.
        А что не так с “огурцом”? На мой взгляд (и я не одинок) Норману Фостеру удалось весьма органично вписать этот небоскреб в лондонский городской пейзаж. Мне вообще видится, что Лондон очень гармоничен и естественен даже при таком широком спектре архитектурных течений.

        • Не знаю, из Тауэра “огурец” смотрится как нечто чужеродное, прыщ на теле города, который надо выдавить. Кстати, люди из службы охраны Тауэра (с которыми я разговаривал) – такого же мнения. Но тут – сколько людей, столько и мнений.

          • мнений действительно много, но такое впечатление, что только фостеровский огурек тебе из хай-тековского Лондона запомнился. Там же полно футуристических зданий (сити-холл, к примеру, по другую сторону Тауэрского моста) которые вкупе с лондонским оком, мостом Миллениум смотрятся “ансамблево”. На купол Сен-Пола не взбирался? Так от туда Лондон предстает сплошь “небоскребным”. А тауэрские бифитеры и коннетабли с тобой не согласиться просто не могли. никак.

            • Тут видишь, как получилось. Бродил я по Тауэру, фотик в руках: там зубцы башен, там вороны по газону ходят, вот кадр интересный на Таурский мост, обратно повернулся и тут хоп, блин, и хрень из стекла и пластика в центре кадра:) Я так и открыл рот:)

          • а по моему очень комильфо)))

        • чтоб не быть голословным

    • Нестерова:

      Очень впечатляет

    • Не доводилось Вам в Ливерпуле бывать?

    Оставить комментарий

    Добавить изображение

    Получать новые комментарии по электронной почте.
    Вы можете подписаться без комментирования.