Подписка на обновления
Ваш E-Mail:


Популярные посты
    В скобках — количество просмотров за месяц
    Яндекс.Метрика

    Дрезден притягивает. Наспех составленный план осмотра достопримечательностей так и остался лежать в кармане, а прогулка превратилась в броуновское движение между переулками, лестницами, стенами, мостами, воротами и зданиями… Как выбрать главное, когда завораживает все вокруг?

    Но исторический центр города легко мог остаться только в летописях…

    Каждый год 13 февраля дрезденцы приходят к Церкви Богородицы (Фрауэнкирхе) и ставят свечи в память о страшной трагедии. Эпидемии чумы и наводнения меркнут в сравнении с бомбардировкой Дрездена в 1945 году. Вероятно, в ней был какой-то смысл для военных стратегов союзников, но кто теперь об этом помнит? Около 30 000 погибших и разрушенный исторический центр города – у древней Саксонии вырвали сердце.

    Лишь знатнейшие представители тысячелетней династии Веттинов взирали на руины с чудом уцелевшей тогда стены. Панно растянулось на 102 метра, почти во всю длину переулка. Теперь это одно из немногих первозданных строений центра Дрездена.

    «Шествие князей» может еще служить чуть ли не пособием по истории моды. Правда есть существенный пробел, который пытливые читатели могут попытаться определить сами по фотографиям. А позже мы сравним наши догадки.

    Расцвет Саксонии пришелся на правление Августа Сильного. Ему удалось стать не только курфюрстом (Саксонии, с 1694 г.), но и королем (Польши, с 1697 г.). Ради новой вотчины монарх вместе со своим двором принимает католичество. Он не жалеет деньги на демонстрацию своего могущества: дорогущие постройки в центре Дрездена, пышные церемонии и праздники, создание коллекции произведений искусства и покровительство талантам.

    Длинная галерея, соединявшая королевские конюшни с дворцом Ночной вид на Старый Дрезден

    Как раз в те годы в Дрездене алхимик Бётгер изобрел рецепт европейского фарфора. Через 2 года, в 1710 году, в Майсене была открыта первая в Европе фарфоровая мануфактура, которую алхимик и возглавил. Романтичный Август Сильный не надел на него кандалы, не выжег глаза и не запер в отдаленном замке как сделали бы многие его царствующие коллеги. А зря! Вскоре Бётгер попытался продать секрет изготовления фарфора королю Пруссии, был изобличен и отправился в тюрьму.

    В память об Августе Сильном его сын поставил памятник. Ничего не напоминает? Достаточно скромное здание Академии художеств

    Признательность за покровительство оценил позже и сын Августа Сильного. Во время его правления архитектор Земпер построил чудесный Оперный театр (Земпер-опера, 1841). Сюда капельмейстером был приглашен Вагнер. Здесь же он поставил несколько своих опер. Вагнер и Земпер стали друзьями. А через несколько лет рассчитались со своим покровителем Фридрихом Августом II, взобравшись в 1849 году на баррикады, после чего им пришлось бежать из Дрездена.

    Кстати, неугомонный прусский король Фридрих Вильгельм I не пожалел 600 своих драгунов, чтобы получить от Августа Сильного фарфоровые «драгунские» вазы. Сегодня коллекция фарфора (не только европейского) размещена в одном из зданий Цвингера (название означает «находящийся за городским укреплением»).


    22 года строил Цвингер Август Сильный и построил 3 стены. Проект первого здания (Оранжереи) вообще был сделан лично курфюрстом. А 4-я сторона появилась лишь в 1847 году.

    Сегодня здесь размещены Картинная галерея, выставка фарфора, Оружейная палата и еще несколько известных музеев. Поход по ним – отдельное мероприятие, на которое надо планировать целый день.

    Картинная галерея, безусловно, не Эрмитаж, но в ней находится «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. И Оружейная палата уступает Московской, но мантия Августа Сильного удивительным образом дожила до наших дней и выставлена именно там. Так что людям увлеченным посещение этих музеев доставит удовольствие.

    Но даже если вы не любите музеи, найдите в себе силы посетить Дворец-резиденцию. В мировой истории было много королей, якобы живших шикарно, но не все это могут доказать. Август Сильный легко может это сделать и сейчас, через 3 века.

    Каждый этаж королевского дворца – ода роскоши и богатству: часы, кубки, столовые наборы, сервизы с изощренными механизмами.  В коллекции – более 3000 экспонатов, от блеска золота устают глаза. Даже к середине просмотра настолько привыкаешь к окружающим сокровищам, что перестаешь удивляться.

    А аудиогид неумолим: «…в центре зала – композиция «Двор великого могола в Дели», состоящая из 137 золотых, раскрашенных разноцветной эмалью фигур и украшенная более чем 5000 драгоценными камнями: бриллиантами, рубинами, изумрудами и жемчугом. Этот экспонат когда-то обошелся монарху почти в 60000 талеров, что значительно больше стоимости строительства охотничьего замка Морицбург. А теперь посмотрите направо…»
    В памяти остались многочисленные хитроумные механизмы, которые ювелиры умудрялись встроить в совсем маленькие предметы. Август Сильный был весьма охоч до развлечений и ценил хорошую шутку. Например, иногда на застольях «тостующих» определял оригинальный «генератор случайных чисел»: беззаботные амурчики, вращающиеся у фонтанчика на столовом сервизе вдруг останавливались и … выстреливали струей воды в заглатывающего фазанье крыло гостя… Все! Вставай и говори тост!

    Золотые и серебряные кофейные сервизы, многочисленные композиции, буквально нашпигованные драгоценностями – это тот случай, когда ни путеводители, ни фотографии не помогут. Надо придти в музей и увидеть это собственными глазами. И когда силы покинут вас, выйдите из дворца на берег величавой Эльбы. Думается, что так делал и сам курфюрст, иначе бы не уделял столько внимания городским строениям.

    Один из лучших видов на Эльбу открывается с террасы фон Брюля. Граф Генрих фон Брюль был премьер-министром во времена Августа Сильного. О его предприимчивости и богатстве ходили легенды, а тот тихой сапой скупал себе участки на валу между Эльбой и городом. В путеводителях рассказывают, что этот вал защищал город от наводнений.


    Закованный в камень по велению нового владельца и оформленный лестницами, балконами, изящными фонарями, вал превратился в террасу, которую Гете прозвал «балконом Европы». И он был в чем-то прав: терраса фон Брюля очень полюбилась дипломатам, которые вершили здесь судьбы мира во время приятных прогулок. Правда, думается, что в прежние времена ухаживали за террасой лучше, особенно зимой. Проверено на себе: в январе 2011 года здесь был чистый лед.

    На самом деле, вал, служившей основой для террасы Брюля, – не просто защита от наводнений. Это – часть крепостной стены старой Дрезденской крепости. Она утратила свое военное значение и после этого была перестроена. Но остался очень симпатичный музей, который легко не заметить, если специально не искать. Вход в него находится под одной из лестниц с террасы Брюля. Не пропустите!

    Август Сильный больше интересовался политикой, чем религией. Когда ему понадобился польский престол, он с легкостью перешел в католичество. Но монарху все равно пришлось вертеться: Ватикан хотел доказательств искренности веры новообращенного, а протестанский Дрезден просто не был готов к таким переменам.

    Проще, как ни странно, пришлось со Святым престолом. Август Сильный долгое время вполне обходился службами в скромной дворцовой часовне. Возведение большого католического храма выпало уже на долю его сына, Фридриха Августа II. Втиснуть собор в сжатое пространство Старого города удалось абы как: здание сориентировано не с запада на восток, как это было принято для подобных сооружений, а просто башней к мосту. Но Ватикану этого хватило.

    Договориться с протестантским населением собственной столицы оказалось невозможно: Август Сильный начал строительство католического храма в глубочайшей тайне. А колокола собора зазвонили только в 1806 году, когда Наполеон объявил Саксонию королевством.

    Отрадой для протестантских душ была Фрауэнкирхе (церковь Богородицы). Мировую известность она получила в наше время как образец трудового подвига немецкого народа, восстановившего ее из руин.

    Внутреннее убранство церкви с тщательной проработкой мельчайших деталей поражает. В отдельном помещении – музей истории воссоздания церкви, а в хорошую погоду можно посетить смотровую площадку на куполе здания. К сожалению, в январе эта опция была закрыта.

    Часть зданий исторического центра Дрездена просто остались лежать в фотоальбомах неопознанными. Да и важно ли это?

    Монархи и государства не вечны. Те из них, которые окружены жаждущими взглядами многих соседей, – умирают быстрее. Кто побогаче – живут чуть дольше. Пруссия, Речь Посполитая, Австро-Венгрия – яркие тому иллюстрации. Саксонию «съели» в два приема: сначала после Семилетней войны (1756-1763) ей насчитали разорительные контрибуции, а после Венского конгресса 1815 года половина территории просто отошла к Пруссии.

    Август Сильный этого уже не увидел. Хотя покоя монарху не дали и после смерти: тело захоронено в Кракове, а  сердце поместили в медную капсулу и отправили в придворную церковь Дрездена. Говорят, что оно и сегодня начинается биться, когда мимо проходит хорошенькая женщина. Курфюрст был известным ловеласом.

    Кстати, о женщинах… На панно «Шествие князей» есть макграфы и короли, слуги и охрана, даже дети, бросающие цветы. Но нет ни одной женщины. Как раз их отсутствие делает экскурс в историю моды знати разных эпох ограниченным.

    Монетизация

    Во все музеи Цвингера можно купить единый билет за 10 евро. Вход отдельно в Оружейную палату стоит 3 евро. Фотографировать в музее оружия нельзя. Другие музеи Цвингера решено было не посещать.

    Королевский дворец. Многоэтажный комплекс. В музее со 2-го этажа и выше действует единый билет стоимостью 10 евро.
    Для королевской коллекции антиквариата и музея «Зеленые Своды» на 1-м этаже необходимо покупать отдельный билет, который также стоит 10 евро. В музеях на 1-м этаже меры безопасности – как на закрытом военном объекте. Внутри одновременно может находиться ограниченное количество посетителей.

    Музей крепостной стены. Вход – 4,5 евро. Дети до 5 лет – бесплатно. На входе дают на выбор аудиогид или распечатку с текстом на русском языке.

    Фрауэнкирхе – вход бесплатный. Внутри запрещено фотографирование.

    Как добраться?

    Способов много. Зависят они от точки отправления. Если ехать из Берлина, то оптимальны два варианта: поезд или аренда автомобиля.

    Выбор в пользу автомобиля был сделан после анализа расписания поездов и цен на билеты для 3 взрослых и одного ребенка 3-х лет. Рекомендованная немецкими друзьями автокомпания приняла наши права категории «B», но заблокировала на кредитной карте 750 евро в качестве залога + сумма самой аренды.
    Также любителям автомобилей необходимо помнить, что бесплатных парковок в центре Дрездена практически нет. Поэтому надо либо парковаться в удалении, либо готовиться к дополнительным тратам.

    Если у Вас есть иной опыт, напишите о нем, пожалуйста, в комментариях.

    Благодарности: конечно, Сергею Соколову за предоставленный фотоматериал. Так получилось, что в Дрездене каждый из нас оказался зимой с разницей в 3 дня.

    Подпишитесь на новые рассказы по E-mail:

    Комментарии (9) на “Дрезден. Восставшее из руин королевство.”

    • Никакой, сколь нибудь значимой стратегической цели в уничтожении Дрездена не было. Это была варварская акция устрашения и демонстрация “мощи королевских ВВС” наступающим русским войскам.

    • Да, Август Сильный (разгибающий подпиленные подковы) не заточил в темницу изобретателя европейского фарфора, но вот основанная им мануфактура в г. Мейсен, что в 25 км от Дрездена, более напоминала тюрьму: все, кто имел отношение к производству жили на территорию мануфактуры, а попасть в город и выйти из него можно было только по спецпропускам. Очень напоминает наши НКВДшные шарашки…

      • Да, и под такой охраной все-таки почти проморгали попытку кражи технологии:)

        • *почти* не считается) вот до сих пор не могу понять, в чем такая ценность и прелесть фарфора. посуда еще более-менее изящна, но фигурки на мой взгляд совершенно безобразны.
          А вот в Мейсен зря не заехал. Там от избытка оного фарфора аж карильон на одной из церквей фарфоровый сделали. Забавно, но звук не айс…

          • То есть драгунам в количестве 600 штук ты бы нашел лучшее применение, нежели король Пруссии, расплатившийся ими за фарфор?:)))

            • Конечно! Это ж почти цельный полк! В России в “галантный век” куда меньшей силой неоднократно перекраивалась история.

    • Елена:

      Мощно и красиво!!! Спасибо!

      • Елена, спасибо за отзыв. Мы с Сергеем немного беспокоились за этот пост, потому что материала по Дрездену очень много, фотографий тоже, а риск сорваться в стиль путеводителя весьма велик:)

    • Нестерова:

      Фото,как всегда,великолепны!

    Оставить комментарий

    Добавить изображение

    Получать новые комментарии по электронной почте.
    Вы можете подписаться без комментирования.